Субсидиарная ответственность при банкротстве
У любой компании может наступить момент, когда она не сможет выполнить свои обязательства перед кредиторами. При банкротстве наиболее опасным для личного благополучия собственников и хозяйствующих субъектов является риск привлечения к субсидиарной ответственности, предусмотренный статьей 10 Федерального закона "о несостоятельности (банкротстве)" (далее-ФЗ "О банкротстве").
Субсидиарная ответственность может быть возложена на лиц, контролирующих должника. В контексте российского законодательства о несостоятельности под "контролирующим лицом" понимается любое лицо, которое в течение трехлетнего периода до принятия заявления о признании должника банкротом имело возможность тем или иным образом влиять на принимаемые Обществом решения. А именно, он имел право давать обязательные для должника указания или имел возможность, находясь в родственных или имущественных отношениях с должником, в силу своего служебного положения или иным образом определять действия должника, в том числе путем принуждения управляющего или членов органов управления должника или оказания решающего влияния на управляющего или членов органов управления должника иным способом.
Понятие "контролирующее лицо", установленное Федеральным законом" О банкротстве", является достаточно широким, и его определение, имея достаточную доказательственную базу, может включать широкий круг лиц - участников, акционеров, генерального директора, его заместителей, членов совета директоров, главного бухгалтера, а также иных лиц. Ходатайство о привлечении этих лиц к субсидиарной ответственности может быть подано конкурсным управляющим, конкурсным кредитором, представителем работников должника, работником и бывшим работником должника или уполномоченным органом.
Субсидиарная ответственность сама по себе является гражданско-правовым институтом, поэтому при ее применении должны учитываться общие положения глав 25 и 59 Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств и об обязательствах в результате причинения вреда в части, не противоречащей специальным положениям ФЗ "О банкротстве".
Основания для ответственности
В настоящее время положения Федерального закона "О банкротстве" предусматривают два основания для привлечения лиц, контролирующих должника, к субсидиарной ответственности по его обязательствам:
1. Несвоевременное представление управляющим общества или ликвидационной комиссией заявления о признании общества банкротом в Арбитражный суд (Статья 9 и пункт 2 статьи 10 Федерального закона"О банкротстве").
2. Действия (бездействие) контролирующих лиц, в результате которых общество признано банкротом (п. 4 ст. 10 Федерального закона "О банкротстве").
Отказ в подаче заявления о банкротстве
Положения статьи 9 Федерального закона "О банкротстве" предусматривают обязанность руководителя юридического лица подать заявление о банкротстве в следующих случаях:
- Удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств или обязательств по уплате обязательных платежей или иных платежей в полном объеме перед другими кредиторами.
- Орган, уполномоченный в соответствии со своими учредительными документами принимать решение о ликвидации должника, принял решение обратиться в Арбитражный суд с заявлением должника.
- Орган, уполномоченный собственником имущества должника-унитарное предприятие, принял решение обратиться в Арбитражный суд с заявлением должника.
- Обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника.
- Должник отвечает критериям несостоятельности и (или) критериям недостаточности имущества.
- Имеется задолженность, просроченная более чем на три месяца в связи с недостаточностью денежных средств для выплаты выходного пособия, заработной платы и других выплат работникам, бывшим работникам в размере и порядке, установленным в соответствии с трудовым законодательством.
Что касается привлечения к субсидиарной ответственности за непредставление заявления о признании общества несостоятельным, то существует презумпция причинно-следственной связи между бездействием управляющего в виде непредставления заявления о признании общества банкротом и ущербом, причиненным имущественным интересам кредиторов из-за невозможности погасить возросшие долги.
Принципиальным вопросом при рассмотрении заявления о субсидиарной ответственности в случае непредставления заявления о банкротстве будет определение момента, когда управляющий должника должен был узнать о наличии у общества признаков неплатежеспособности или иных оснований для подачи заявления о банкротстве. Трудности могут возникнуть с определением сроков в отношении некоторых оснований для подачи должником заявления о банкротстве. Суд в данном случае будет исходить из принципа добросовестности, а именно, когда в аналогичной ситуации в рамках обычной хозяйственной деятельности общества разумный и добросовестный управляющий должен был выяснить о признаках неплатежеспособности и недостаточности имущества и подать соответствующее ходатайство в суд.
Действия (бездействие) контролирующих лиц, повлекшие признание общества банкротом
Собственники и менеджеры предприятий часто используют различные инструменты для минимизации рисков в преддверии банкротства. Ликвидные активы в виде недвижимого имущества, товаров и материалов, права требования передаются другим подконтрольным юридическим лицам; из дел компании изымаются важные документы; искажается Бухгалтерский учет. Долгое время среди владельцев бизнеса были популярны различные схемы ухода проблемных юридических лиц с висящими на них долговыми обязательствами: компании меняют свой юридический адрес на более отдаленный, генеральным директором назначается неизвестный никому человек, а сами заинтересованные лица просто стараются забыть об этих компаниях и дистанцироваться от них как можно дальше. Но в ходе конкурсного производства эти схемы могут быть раскрыты конкурсным управляющим при содействии кредиторов или иных заинтересованных лиц.
Следует знать, что в отношении основания привлечения к субсидиарной ответственности, предусмотренного пунктом 4 статьи 10 Федерального закона "О банкротстве", существует презумпция виновности контролирующих лиц в следующих обстоятельствах:
- Вред был причинен имущественным правам кредиторов в результате действий этого лица или в пользу этого лица либо одобрения этим лицом одной или нескольких сделок должника, в том числе сделок, имеющих признаки ничтожности в соответствии с Федеральным законом "О банкротстве".
- Бухгалтерские и отчетные документы на момент принятия решения о введении наблюдения или решения о признании должника банкротом отсутствуют или не содержат сведений об объектах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо эти сведения искажены, в результате чего существенно затрудняются процедуры, применяемые при банкротстве, в том числе при формировании и реализации конкурсной массы.
- Требования кредиторов третьей очереди по основной сумме задолженности, возникшей в результате совершения правонарушений, по которым имеется действительное решение о привлечении должника или его должностных лиц, являющихся или являвшихся его единственным исполнительным органом, к уголовной или административной ответственности либо к ответственности за налоговые правонарушения, в том числе требования об уплате задолженности, выявленные в результате производства по таким нарушениям, превышают 50% от общей суммы требований кредиторов третьей очереди по основной сумме долга, включенной в реестр требований кредиторов на дату закрытия реестра требований кредиторов.
Существует обширная судебная практика в отношении первых двух оснований, позволяющая говорить о том, как устанавливаются факты, предполагающие виновность контролирующих лиц при подаче заявления о субсидиарной ответственности. Обязательным условием является наличие причинно-следственной связи между использованием своих прав и (или) возможностей в отношении контролируемого хозяйствующего субъекта и совокупностью юридически значимых действий, осуществляемых контролируемым субъектом, результатом которых является его неплатежеспособность (банкротство).
1. Ответственность, предусмотренная ст. 10 Федерального закона "О банкротстве" за непередачу/отсутствие документации, направлена в первую очередь на реализацию возможности формирования конкурсной массы, в частности, путем подачи исков о взыскании долгов с третьих лиц, путем возврата имущества из незаконного владения и оспаривания сделок должника. Поэтому сам факт уклонения управляющего от передачи бухгалтерских документов арбитражному управляющему является самостоятельным условием привлечения к субсидиарной ответственности. Для того чтобы привлечь управляющего к ответственности, при данных обстоятельствах нет необходимости доказывать, что отсутствие бухгалтерских документов повлекло банкротство предприятия, поскольку сам факт их отсутствия влечет за собой трудности в формировании конкурсной массы. Однако арбитражные суды при принятии решения о привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности исходят из вины и общих положений гражданского законодательства, а именно ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая устанавливает, что лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если оно докажет, что вред был причинен не по его вине, и бремя доказывания отсутствия вины ляжет на контролирующие лица.
2. Причинение вреда имущественным правам кредиторов в результате совершения или одобрения контролирующим лицом одной или нескольких сделок должника часто означает сделку или совокупность нескольких сделок, направленных на изъятие активов должника без предоставления ему экономически обоснованного эквивалента или безвозмездно. Важно понимать, что если в деле о банкротстве ходатайство об оспаривании сделки удовлетворено по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О банкротстве", когда часть имущества возвращена или имущество в полном объеме не возвращено в конкурсную массу, то факт судебного приказа будет иметь досудебное значение при доказывании в рамках рассмотрения ходатайства о привлечении к субсидиарной ответственности. Однако при полном возврате имущества в конкурсную массу, если сделка будет признана недействительной, оснований для привлечения к субсидиарной ответственности не будет.
3. Летом 2016 года вступило в силу новое основание для привлечения к субсидиарной ответственности директора или иного управляющего должника. Теперь это возможно, если более 50% всех претензий возникло в результате правонарушения (в том числе налогового), которое было совершено во время работы управляющего. Это положение распространяется на лицо, которое являлось единоличным исполнительным органом должника в момент совершения должником или его единственным исполнительным органом правонарушения.
Порядок определения размера субсидиарной ответственности
В случае удовлетворения требования о привлечении контролирующего лица к субсидиарной ответственности при наличии незавершенных расчетов с кредиторами суд приостанавливает рассмотрение этого требования до окончания расчетов с кредиторами после установления всех других соответствующих фактов. Суды исходят из положения о том, что размер субсидиарной ответственности лица, контролирующего должника, равен совокупной сумме требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, а также требований кредиторов, поданных после закрытия реестра требований кредиторов, и требований кредиторов по текущим платежам, которые не были выплачены из-за недостаточности имущества должника. Следовательно, размер субсидиарной ответственности может быть окончательно определен только после окончания формирования конкурсной массы и завершения расчетов с кредиторами.
В нашей практике имеется ряд выигранных дел о привлечении к субсидиарной ответственности. Например, дело № А08-12100/2018, в котором, согласно определению от 26 февраля 2020 г., удовлетворено заявление конкурсного управляющего ООО «СК Эверестгрупп» о привлечении к субсидиарной ответственности генерального директора и учредителя.
Наши юристы предоставят вам подробную информацию о привлечении к субсидиарной ответственности, а также окажут профессиональные юридические услуги.
Арбитражный управляющий Штыленко Виталий Александрович имеет широкую практику по банкротству физических лиц по всей России, поэтому он вместе со своими штатными юристами будет рад оказать профессиональные юридические услуги, связанные с процедурой банкротства, именно Вам. Виталий Александрович ответит на все, интересующие Вас, вопросы на бесплатной консультации, а также подберет индивидуальный подход именно к вашей ситуации